Как в советское время чистили дороги без химии - метод, который работал столетиями
- 13:35 12 декабря
- Вероника Павлова

Разбираемся, что делали иначе в борьбе со льдом и ржавчиной
Современные дорожные реагенты активно разрушают кузова автомобилей, тогда как в Советском Союзе, где машины не имели оцинковки, кузовы нередко служили дольше. Применяемые в прошлом методы борьбы с гололедом были принципиально другими.
Сегодня дорожные службы широко используют жидкие реагенты, основу которых составляют хлориды кальция и магния. Эти составы эффективно плавят лед даже при низких температурах, однако обладают серьезным недостатком. Они легко проникают в скрытые полости автомобиля и остаются там надолго, активно провоцируя коррозию.
В СССР для обработки дорог применяли преимущественно песко-солевую смесь, обычно в пропорции девять частей песка на одну часть соли. Песок обеспечивал дополнительное сцепление с дорогой, а соль помогала растапливать лед. Жидкие реагенты практически не использовались. Невысокая концентрация соли существенно снижала ее агрессивное воздействие на металл.
Главное отличие современных реагентов в их химическом составе и форме применения. Жидкие составы обладают высокой проникающей способностью и скапливаются в труднодоступных местах кузова, таких как пороги и стыки. Там они долгое время сохраняют активность, поддерживая влажную среду, что создает идеальные условия для развития ржавчины.
Советская песко-солевая смесь, хоть и могла оставлять мелкие царапины на лакокрасочном покрытии, не задерживалась на кузове и не проникала глубоко в его конструктивные элементы. На сохранность автомобилей в СССР влияли и другие важные факторы:
- Менее интенсивное движение: машин было значительно меньше, а средняя скорость ниже, что уменьшало количество брызг и химического воздействия на кузов.
- Отсутствие зимней резины: многие водители использовали всесезонные шины, что требовало большей осторожности и вынуждало дорожные службы активнее применять песок для улучшения сцепления.
- Механическая уборка: снег убирали в основном механическим способом, с помощью ковшей на грузовиках, а не растапливали с помощью химических реагентов.
Сегодня приоритетом является быстрое очищение дорог до асфальта, что повышает безопасность, но при этом ускоряет износ автомобилей. В Советском Союзе безопасность достигалась иначе - за счет улучшения сцепления с дорожным покрытием и более консервативных методов борьбы с гололедом.