Progorod logo

"Ракеты" снова на Дону: вернется ли скоростной флот после 20 лет забвения?

9 октября 10:02Возрастное ограничение16+
Фото ИИ inforostov.ru

Возрождение водных маршрутов на Дону как новая глава в истории речного флота

История скоростного водного сообщения на реке Дон началась в шестидесятых годах прошлого столетия. Тогда первый теплоход модели "Ракета" отправился по маршруту, соединившему Ростов-на-Дону и Константиновск. В то время подобные технологические новинки вызывали большой интерес у местных жителей.

"Многие дончане даже покупали билеты для того, чтобы просто прокатиться на таком судне - так им хотелось посмотреть на технический прогресс родной страны", - вспоминает старожил Алексей Антонович.

Позднее водные пути связали Ростов с населёнными пунктами, такими как станицы Старочеркасская, Романовская и город Азов. По реке Северский Донец "Ракеты" ходили до Каменска-Шахтинского.

К началу 2000-х годов скоростные суда прекратили движение по Дону. Основной причиной такого решения называли экономическую нерентабельность эксплуатации подобных систем. Часть бывшего флота постепенно разрушалась на Зелёном острове, а некоторые суда, по неподтверждённым данным, были проданы за границу, в страны Африки. При этом в других регионах, например, в Санкт-Петербурге, советские "Ракеты" аналогичного типа до сих пор используются для перевозки туристов в Петергоф.

Идея восстановления водного пассажирского сообщения в Ростовской области была озвучена в ноябре 2023 года. Для осуществления этого проекта правительство региона учредило судоходную пассажирскую компанию "Дон". Спустя полгода после этого два приобретённых судна "Валдай 45Р" начали курсировать по Дону, сначала связав Ростов с Азовом, а затем охватив маршруты до Багаевской, Семикаракорска и Романовской. За прошедший период эти суда перевезли в общей сложности пятьдесят тысяч пассажиров.

Помимо уже задействованных "Валдаев", новый "Метеор" сможет принять на борт до 120 пассажиров, что значительно увеличивает его пропускную способность. Губернатор региона Юрий Слюсарь акцентировал внимание на важности развития водного сообщения.

"Хорошо, что мы возвращаем добрую традицию - путешествовать по нашей красивой области по воде. Это и удобно, и живописно: новые виды за окном, ощущение простора и свободы. Наша задача - последовательно пополнять флот, и мы эту работу продолжим", - отметил губернатор региона Юрий Слюсарь.

Заместитель губернатора и министр транспорта Ростовской области Алёна Беликова сообщила, что "Метеор" будет осуществлять пассажирские перевозки между Таганрогом, Ростовом и станицей Романовской. После завершения строительства необходимых причалов планируются остановки в Старочеркасской и Пухляковском. В перспективе маршрут будет продлён до Калача-на-Дону, расположенного в Волгоградской области.

"В 2026 году планируется изготовить четыре плавучих причала для установки в станицах Багаевской, Кочетовской, в городе Константиновске и посёлке Усть-Донецком и открыть маршруты по указанным направлениям", - пояснили в министерстве транспорта донского региона.

Предполагается, что в 2026 году региональные власти приобретут ещё по одному судну моделей "Метеор 120Р" и "Валдай 45Р". В настоящее время ведётся работа по проработке условий лизинга для этих судов. Однако окончательная стоимость билетов для новых маршрутов пока не установлена. В данный момент стоимость проезда на "Валдаях" составляет от 380 рублей за поездку в Азов до 790 рублей за маршрут до Семикаракорска, в зависимости от направления.

Обслуживание водного транспорта является затратным, поэтому он вряд ли сможет стать полноценной заменой автобусам для ежедневных поездок. В мировой практике такие виды перевозок чаще всего используются в местах, где строительство наземных путей нерентабельно или затруднительно. Кроме того, существующие водные маршруты должны учитывать график разводки железнодорожного моста. В часы, когда движение поездов прекращается для прохода крупных судов, "Валдаям" запрещено находиться рядом с ними. Нормативы также не позволяют им работать в тёмное время суток, что значительно сокращает доступное время движения. Учитывая эти факторы, водные суда вряд ли станут удобным средством для ежедневных поездок на работу и обратно.

Таким образом, основное применение для "Метеоров" может быть в сфере туристических маршрутов. В этом случае суда на подводных крыльях вновь смогут стать одной из достопримечательностей донского региона.

Перейти на полную версию страницы